Статья написана на основе публикаций на сайте www.diversalertnetwork.org и дополнена ремарками Андрея Анатольевича Митрохина – кандидата медицинских наук, водолазного врача, заведующего отделением гипербарической оксигенации больницы им. Боткина в Москве.
Все дайверы наверняка не раз слышали, что перед погружением нельзя пить алкоголь, нельзя подвергаться излишним физическим нагрузкам, не рекомендуется курить и пользоваться сосудосуживающими каплями для носа. А что же после погружений – все можно? Или тоже существуют какие-то ограничения? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Многие из нас – даже те, кто перед дайвами соблюдает все запреты – вечером после погружений или под конец поездки, в свободный от дайвинга день, ведут себя словно школьники, оставшиеся в классе без учителя. Ура! К чёрту все запреты! Ведь я уже отнырял, и это стоит отметить! В конце-концов, я же в отпуске, так?
Так, да не совсем. По мнению медиков, значительный перепад давления, при котором в тканях вашего тела сначала растворяется, а затем выводится азот – серьёзная нагрузка для организма. Поэтому после погружения с этим самым организмом следует обращаться, как с фарфоровой вазой династии Мин – бережно и осторожно.
А.А.Митрохин: Следует отметить, что весь нижеследующий текст – для совершенно здоровых людей, с нормальным весом и спортивной формой, знающих, что ООО (PFO) у них нет. При любых отклонениях, очевидных или предполагаемых, я бы советовал срок воздержаний любого рода умножать на выраженность желания пожить здоровым подольше. Случай, когда дайвер в своих 130 кг привёз в Москву азота достаточно, чтобы заболеть уже здесь (4 погружения за 2 дня без всяких нарушений и алкоголя!) я относительно недавно выкладывал в ФБ. А то, что у него оказалось ООО, сделало ДКБ более тяжелой, с общемозговой симптоматикой.
Алкоголь
Перед погружением пить нельзя – это очевидно. Но и сразу после погружения бежать за пивом не следует. Это не значит, что дайверу в поездке на нырялку пить нельзя совсем. Но подождите 3-4 часа после погружения, дайте азоту «выветриться» из организма.
Если вы знаете теорию декомпрессии (а вы должны её знать, иначе не получили бы сертификат дайвера), то вам известно, что после нескольких погружений в день в тканях вашего организма накапливается так называемый остаточный азот. И выводится он не в ту же секунду, как вы поднялись на поверхность – этот процесс требует времени.
Под действием алкоголя кожные капилляры расширяются, и кровоток в них усиливается, а крупные сосуды, наоборот, сужаются – в результате артериальное давление растет. Это может повлиять на вывод азота из организма и способствовать образованию пузырьков и возникновению ДКБ, даже если во время погружения вы не выходили за рамки бездекомпрессионных пределов.
Кроме того, спиртное является мочегонным средством, а дополнительный вывод жидкости из организма дайвера, и без того подверженного обезвоживанию из-за дыхания сухим воздухом из баллона и усиленной работы почек под действием давления, ни к чему хорошему не приведет.
По прошествии указанных 3-4 часов после погружения немного выпить можно, но без фанатизма. И следите, чтобы выпивка после погружения не перешла плавно в выпивку перед следующим погружением – не сидите в баре полночи.
А.А.Митрохин: Про алкоголь можно много чего рассказать, но мне вспоминается весьма обширная категория дайверов, полагающая, что «спирт – пеногаситель», «сухое выводит азот» и т.д. К сожалению, процент таких людей среди погружающихся чуть выше, чем в целом в популяции (или просто они болеют чаще и чаще ко мне попадают как пациенты?). Такая проблема действительно существует.
Горячий душ
Иногда после дайва так хочется согреться под горячим душем. Но результат может оказаться вовсе не таким приятным, как вы рассчитывали.
Горячий душ сразу после погружения действительно влияет на возникновение ДКБ – это факт. Но, как и со многими другими факторами, это влияние может быть положительными или отрицательным – в зависимости от количества азота, растворённого в тканях организма, и от температуры воды.
Если вы замёрзли во время погружения, у вас ухудшено периферическое кровообращение, т.к. организм стремится сократить теплопотери. Горячий душ или ванна быстро согреют и улучшат кровообращение в конечностях. Если азота в тканях растворено немного, то это ускорит его выведение. Но если его больше, то здесь-то и начинаются проблемы.
Поскольку растворимость газа обратно пропорциональна температуре, при повышении температуры количество растворенного газа, которое способны содержать ткани организма, снижается. Куда денется лишний газ? Правильно! Повышение температуры тканей, насыщенных растворенным газом, приведет к образованию пузырьков. А поскольку согревание сопровождается улучшением кровотока, пузырьки могут успеть создать серьезные проблемы до того, как будут выведены из организма.
Конкретной формулы для расчета того, много или мало азота растворено в тканях вашего организма, не существует. Помимо, собственно, глубины и времени погружения, на результат влияет еще уйма факторов: индивидуальные особенности организма, теплозащита, уровень физической активности, потребление достаточного количества жидкости и много чего еще. Принимая во внимание вышеизложенное, специалисты DAN предлагают простое решение: не торопитесь. Позвольте себе с удовольствием помечтать о горячем душе, вместо того, чтобы прыгать в него немедленно после погружения.
Продолжительность паузы зависит от характера дайвера. Тот, кто не настроен ждать, примет душ сразу в любом случае. Таким торопыгам стоит придерживаться более консервативных профилей погружения. Если вашей силы воли хватит минут на 30, то вам повышенная консервативность при погружениях не требуется. Также в качестве компромисса можно понизить температуру воды в душе – пусть она будет теплой, а не горячей.
Здесь многое зависит от благоразумия дайвера. Безопасность в дайвинге, как и во многих других вещах, это вопрос учета всех факторов при принятии решения, чтобы результат вашего выбора не обернулся против вас.
А.А.Митрохин: После дайвинга противопоказаны любые воздействия крайних температур, т.е. не только душ, но и баня/сауна/хамам. Купание после бани в холодной воде только усилит негативный эффект.
Физические нагрузки
Конечно, быть в хорошей физической форме дайверу никогда не помешает. Но вот надо ли совмещать тренировки с поездками на нырялку?
Физические нагрузки после погружения – особенно интенсивные нагрузки на мышцы и суставы – провоцируют образование микропузырьков, из которых потом могут образоваться пузырьки. Образование пузырьков в тканях, хотя и не является эквивалентом или гарантией возникновения ДКБ, указывает на повышенный риск ее возникновения.
Чтобы снизить этот риск, воздержитесь от интенсивных физических нагрузок за 24 часа до погружения и в течение 24 часов после него. Конечно, интенсивность нагрузок – вещь субъективная, и универсальный совет дать невозможно. Мы можем только посоветовать вам руководствоваться здравым смыслом.
Специалисты DAN считают, что после погружения самое время вздремнуть или просто отдохнуть, полежать.
А.А.Митрохин: Физические нагрузки после – попав к врачу, дайверы часто уверяют, что ничего не было. А потом выясняется, что на бот выходил в спарке по трапу сам, а потом тащил снарягу до джипа, или, как в Ординских пещерах, вверх по лесенкам до высоты 10-этажного дома (был недавно такой случай, ДКБ – лечили). И относительно ограничений интенсивных нагрузок за 24 часа до погружения – в отечественных ПВС (документ кондовый, во многом безнадёжно устаревший – но не во всём, а главное – действующий) сказано, что водолаза за несколько часов перед спуском нельзя задействовать ни в каких работах. Ни в каких. Как нам пояснили на учебе – даже для ведения журнала водолазных спусков. Так что перед спуском – ничего тяжелее брифинга.
Солнечные ванны
Как насчет полежать на пляже, позагорать? И снова – нет. Здесь та же самая история, что и с горячим душем – усиление периферической циркуляции крови и выделение пузырьков под действием тепла. Подождите хотя бы полчаса после дайва.
А.А.Митрохин: Солнечные ванны это не только пляж, но и прогулки в жару по «старому городу» (и не слушайте тех, кто будет уверять, что это не одно и то же).
Массаж
Только не после погружения! Самое простое обоснование этой рекомендации – в результате массажа может возникнуть боль в мышцах, которую легко перепутать с одним из симптомов ДКБ. Или, наоборот, не распознать ДКБ, списав все на последствия массажа.
Более спорный тезис – массажа следует избегать, чтобы свести к минимуму образование микропузырьков. Существует теория о том, что массаж может спровоцировать образование микропузырьков и, впоследствии, привести к возникновению пузырьков в тканях.
И, наконец, третий довод – массаж может улучшить кровоток, и тем либо ускорить выведение газа из тканей, либо привести к образованию пузырьков и дальнейшим проблемам (см. выше).
Проще говоря, у специалистов нет точного понимания, какое действие массаж произведет на ваш организм после дайвинга. Сотрудники DAN отмечают, что у них нет информации о том, что какой-то из известных им случаев ДКБ был спровоцирован массажем. Исследований на эту тему также не проводилось. Тем не менее, в DAN рекомендуют отказаться от массажа после погружения, чтобы свести к минимуму вероятность смешения симптомов и постановки неправильного диагноза.
А.А.Митрохин: Не знаю, чего не понимают специалисты DAN, но в классической медицине цель любого массажа – улучшить (читай – ускорить) кровоток в массируемых зонах. То же, что и алкоголь, только интенсивнее и местно – хотя некоторое влияние на весь организм тоже есть. Случаев, когда массаж спровоцировал начало ДКБ и я не припомню (хотя считаю это вполне возможным), а вот когда дайвер начинает пытаться «вылечить» вдруг занывший плечевой сустав при помощи самомассажа, но становится намного хуже – таких случаев наблюдал немало. Так что никакой спорности в этом тезисе нет – он бесспорен. Кстати, то же касается и применения финалгона и ему подобных растираний/компрессов – будет только хуже.
Фридайвинг
Вроде бы, если сравнивать с дайвингом, вы, скорее всего, будете нырять неглубоко и ненадолго. Да и из воздуха объемом в один вдох много азота не нахватаешь. Но, тем не менее.
Общее правило таково: следует воздержаться от погружений на задержке дыхания на значительные глубины после длительных погружений, связанных с накоплением значительного количества азота в тканях. Проблема только в том, что никто не скажет вам, какие это глубины и что это за погружения.
Допустим, можно предположить, что нырок на глубину 10 метров, совершенный через час после получасового погружения на глубину до 13 метров, скорее всего, вполне безопасен. Но точной границы между безопасными значениями и значениями, которые могут привести к серьезным неприятностям, не возьмется провести ни один специалист. Чем ближе ваш дайв подходит к бездекомпрессионным пределам, и чем больше глубина вашего нырка превышает 3-5 метров, тем больше опасений это вызовет у экспертов.
По возможности, разделяйте погружения с аквалангом и нырки на задержке дыхания во времени. Если вы хотите обязательно уместить все это в один день, то оптимальным вариантом будет нырок утром и дайв после обеда. Ну а если вы ныряете на задержке дыхания после погружения, то учтите: чем агрессивнее дайвинг, тем больше должен быть поверхностный интервал и тем осторожнее следует совершать нырки.
И помните, что даже если при одних и тех же глубинах и интервалах вам все «сойдет с рук» 9 раз из 10 или даже 99 раз из 100, это еще не означает, что на сотый раз вам не придется неприятно удивиться.
Прыжки в воду с борта корабля или пирса
Что такой прыжок нам дает? Кратковременный, но очень резкий перепад давления. Сам по себе он не опасен, но если вы перед этим совершили серию погружений, то в тканях вашего организма еще может быть остаточный азот. А это уже чревато печальными последствиями.
Перелеты
Это, наверное, наиболее известный запрет. Он заложен в алгоритм практически всех подводных компьютеров. После одиночного погружения до перелета должно пройти не менее 12 часов. После серии погружений лучше подождать 18 часов. В любом случае, гарантий никто не дает, но для большей безопасности лучше поберечь себя любимого и лететь через сутки после последнего погружения.
Тут все просто: давление в салоне самолета ниже обычного атмосферного (именно поэтому у нас закладывает уши при взлете и посадке). А для дайверов, отнырявших серию погружений и наверняка имеющих в тканях организма остаточный азот, даже с незначительными с перепадами давления шутки плохи.
А.А.Митрохин: Осторожнее с автомобильными/автобусными экскурсиями между и после погружений. В местах дайвинга это почти всегда тряска, нередко продолжительная. А самое опасное – перепады высот: от уровня моря до Киккского монастыря на Кипре – 1300 м, до Св. Екатерины на Синае – еще больше. Имел как минимум три случая, в одном дайвер проверил, что водопад, к которому его везут – всего 300 м, но увы, этого хватило. В двух других была коллекция нарушений: один из Дахаба съездил автобусом на экскурсию в Каир, другой на Кипре нырял/бухал и дважды ездил в горы – на 600 и на 1000 м, к замкам.
Итого
Ну и в заключение скажем, что организм у каждого из нас индивидуален и на всё реагирует по-своему, поэтому даже соблюдение всего и вся не даст вам полной гарантии того, что у вас никогда не будет ДКБ. Но существенно снизить риск ее возникновения, сведя его к ничтожно малому, это поможет.
Декомпрессионная болезнь – дама капризная и непредсказуемая, а предотвратить определенно лучше, чем лечить.
Но на случай, если лечить все-таки придется, напомним вам координаты отделения гипербарической оксигенации больницы им. Боткина в Москве:
+7(925)156-64-31, barodive@mail.ru
Как говорят его сотрудники: Желаем всем погружений без проблем, но если что – мы есть, и мы рядом.
Источник: Подводный портал Тетис